Как увлечь ребенка музыкой?

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Открытый урок с ученицей 1 класса (фортепиано)


Цель: пробуждение устойчивого интереса к занятиям музыкой.
Задачи:
Обучающие: постановка рук, приобретение исполнительских навыков; изучение движения мелодии вверх и вниз, на одном месте; ориентация на клавиатуре, совершенствование координации руки, работа над штрихами «нон легато», «легато из трех звуков», «легато из руки в руку»
Образовательные: познакомить с понятиями «тембр», «динамические оттенки» , «диез», «бемоль», «правая педаль»
Воспитательные: воспитание любви к искусству во всех формах, укрепление связи ребенка с педагогом;
Развивающие: развитие ритма, памяти, слуха, музыкальности; развитие музыкального и художественного мышления, эмоциональной сферы , создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения целей
Тип урока: тематический
Оснащенность: фортепиано, нотные сборники, игрушки.
Предварительная работа: разукрашивание картины «Водопад», рисование картинок для игры «Едет, едет паровоз» - картинок «Зоопарк», лепка из пластилина фигур собачек разного цвета.

Ход урока
Введение:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и плана урока.
Основная часть
Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребенка научиться играть на фортепиано и его готовность к обучению.
На занятиях с маленькими детьми нужно быть очень чутким педагогом. Замечательно, когда обучение деток походит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка.
Занятия с маленьким учеником должны быть построены таким образом, чтобы пробудить у него интерес и желание заниматься музыкой. Для этого необходимо учитывать особенности возрастной психологии ребенка: на уроке ребенку должно быть все интересно, материал доступен и понятен. Очень важно не отрывать ребенка от игры, от мира детских образов. Маленький пианист легко включается в любую игру, одушевляет (и иллюстрирует это на инструменте) любые предметы и образы. Именно поэтому на уроках с маленькими детками рассказываем сказки и сочиняем истории, отгадываем музыкальные загадки. Важно, чтобы у ребенка развивалась эмоциональная сфера, образно-музыкальное мышление. Без этого человек не может состояться как творческая личность. Очень важно, особенно на начальном этапе обучения, чтобы маленький пианист ощущал постоянную радость от занятий.
Прекрасным материалом для реализации данных установок является, используемые на уроке сборники пьес: М.Гуральник-Либенсон «Чижик-Пыжик», О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью». Джон С. Майлз «Азбука игры на фортепиано». В сборниках собраны пьески, доступные детскому восприятию. Предлагаемые ребенку образы – птички, животные понятны для ребенка и привлекательны. К каждой пьеске приложены стихи, что производит на ребенка особое впечатление, создают особое эмоциональное настроение, благодаря созвучности музыкальных и литературных образов.

Ход занятия:
- знакомство с правой педалью ( упражнение «Водопад»);
- упражнения на извлечение звука приемом non legato: «пчелка» (история о том, как пчелки аккуратно собирают нектар, чтобы не стряхнуть пыльцу; рука как пчелка, летает с цветка на цветок, опускается мягко, взлетает легко); «Пятачок» и «Винни- Пух» ( игра гаммы до-мажор штрихом non legato);
- игра пьес из домашнего задания на прием non legato;
- упражнение «следопыт» (развитие умения по графическому изображению определять изменение высоты звука, приучает играть глядя в ноты, а не на руки);
- освоение штриха legato «из руки в руку» и исполнение мотива из трех звуков под лигой - «Ой, ты дивчина», Ляховицкая «Дразнилка»;
- подбор по слуху: игра песенок про собачек от разных клавиш. В зависимости от цвета клавиш, на которых сыграна пьеса – получается цвет собачки – черная, белая, черно-белая;
- творческое задание: музыкальная загадка «Зоопарк». Педагог показывает ученице поочередно четыре картинки, изображающих вагончик с разными зверями так, чтобы присутствующие их не видели. Ученица играет пьесу несколько раз, каждый раз стараясь передать образы животных на картинке, затем зрители отгадывают, какие зверушки сейчас едут в вагончике. «Зоопарк в вагонах»: медведи и слоны - медленно, громко, в нижнем регистре; мышка, зайка – подвижно, легко, подпрыгивая, в высоком регистре.
- упражнение «лягушки», «добрый гном», «серый еж» - (одновременное нажатие двух клавиш для укрепления свода кисти руки);
- подбор аккомпанемента к песенке «два кота» (игра квинт для обеспечения правильной постановки 1и 5-го пальца);
- упражнение на переключение внимания (1.Взять с пюпитра любой предмет, затем положить на колени, затем обратно на пюпитр –упражнение настраивает на извлечение звука естественным образом; 2. «бабочка»: взять звук одним пальцем, остальными легко, без напряжения повибрировать в воздухе и похлопать по клавишам; 3. «цветочек»: держась на опорном пальце, слегка раздвинуть свободные пальцы и затем вернуть их в свободное положение; уровень свода и положение кисти не менять, звук должен все время тянуться, раздвижение кисти чувствовать в ла
дони; 4.Упражнение с платочком: для ощущения кончиков пальцев и «закругленности» пальцев; 5. сюжетная пальчиковая гимнастика – для отдыха);
- игра с нотами (музыкальное лото);
- музыкальный подарок – сказка о волшебстве музыки, о древнем музыкальном инструменте «чуринга».

Итог урока:
В конце урока педагог оценит старание ученика и задаст домашнее задание.



В заключение хочется сказать: ребенок может и не посвятить свою жизнь искусству, но внимание к его внутреннему миру и эмоционально-образному развитию со стороны родителей и преподавателей, обязательно приведёт к духовности, к внутренний культуре и интеллекту, творческому мышлению. Вырастет разносторонне развитой человек, потенциально – творческий. Будет ли он композитором, исполнителем или просто слушателем, – все его действия будут отмечены творческим началом. А грамотное музыкальное образование – один из кирпичиков воспитания чувств.

Значение обучения музыке для личностного развития ребенка
(на примере занятий фортепиано)


В наше время образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Поэтому процесс обучения должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

К сожалению, сегодняшние данные социологического исследования констатируют вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов подрастающего поколения. Причины подобного явления отмечают многие педагоги – практики на страницах педагогических журналов. Это - выгодные сегодня прагматизм, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям.

Часто можно слышать сетования учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, нежелание читать и т.д. К этому можно добавить еще целый ряд социальных и психологических проблем: отсутствие навыков и умений игровой деятельности, а также тех, что необходимы для установления и поддержания социально-позитивных взаимоотношений в детской среде, дефицит разновозрастного общения.

Существуют некоторые причины на этот счет:
1 .пассивная позиция ребенка обусловлена репродуктивным уровнем обучения, из-за чего ребенок не имеет возможности привнести что-то свое, сделать что-то новое;
2. отсутствие возможности применять знания в реальной жизни, создает у ребенка представление об их ненужности, что не способствует формированию познавательной мотивации;
3. отсутствие в реальной жизни возможности для содержательного общения детей разного возраста.

Особенность музыкального обучения заключается в том, что его методика нацелена на стимулирование всестороннего развития ребенка, расширение представлений о неограниченности его способностей, поддержание интереса к избранному виду творческой деятельности.
Особое место в музыкальном образовании ребенка занимает обучение игре на фортепиано.
«Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое», писал А. Рубинштейн. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра.
Между тем, обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать.

В своей практической деятельности преподавателя по классу фортепиано я столкнулась с таким явлением, как снижение мотивации к домашним занятиям у большинства учащихся и, как следствие, к снижению скорости прохождения музыкального материала в классе.
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что нам, преподавателям по фортепиано, не всегда удается отойти от модели музыкального образования, принятой ранее, и на которой воспитывались многие из нас. А именно, от той модели, когда признаком успешной работы преподавателя считалось умение пройти как можно больше музыкального материала за короткий период времени, что иногда имело и свои отрицательные последствия. В настоящее же время, чтобы достичь положительных результатов, необходимо уделять гораздо больше внимания развитию личности учащегося, используя при этом широкий спектр средств и форм педагогической деятельности.
Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей эмоционально воспринимать строй чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует в воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Посредством обучения в ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее не замечали. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит, чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимулом в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.
Педагог, воспитывая ученика, стремится к его художественному и техническому совершенствованию в пределах возможного, не допуская небрежности ни в предварительной работе, ни в исполнении.
Техническая работа, начальный период разучивания произведений, когда непосредственные художественные задачи временно отодвигаются на второй план и требуется настойчивая, часто утомительная работа, над отдельными частями произведения, концентрация усилий воли, дисциплина приобретают особо важное значение. Развивая целенаправленную волю ученика, педагог помогает формированию его личности, прививает терпение, любовь к труду. Все эти качества необходимы в сложном, но прекрасном труде музыканта. Проявление воли в работе может рассматриваться не только как условие труда, но и как качество исполнения. Волевое начало в исполнении рождает яркость, ритмическую организованность. На сцене у одних учеников малейшие неприятности вызывают панику, которую они не в состоянии побороть. Волевой ученик, наоборот, проявляет в таких случаях отличное самообладание.

Далеко не всем педагогам удаётся решить проблемы связанные с воспитанием воли, трудолюбия ученика. Нередко от педагогов можно услышать, что большинство их учеников мало занимаются, ленятся, аморфны, у них отсутствует воля и инициатива. Причины этого могут быть различными. Ведь для шести- семилетнего ребёнка освоение фортепиано - чрезвычайно сложная задача. Ноты надо не только читать, как букварь, но и находить их на клавиатуре, знать и чувствовать их временную организацию, управляя при этом сложнейшими двигательными процессами. Такая психофизическая и интеллектуальная нагрузка может быстро отбить у ученика желание заниматься музыкой. Поэтому столь важным, особенно в начальный период обучения, является фактор мотивации занятия музыкой.
Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессии преподавателя. Чуткий педагог - это, прежде всего, прекрасный знаток сложной психологии ребенка. Именно он закладывает фундамент всему тому, что в личности ребенка будет определяющим, какую позицию он займет по отношению к музыке. Сила воздействия преподавателя на ребенка является чрезвычайно важным фактором обучения. Педагогу, как уже сложившейся личности, отводится ответственная роль, так как очень часто это первый учитель в жизни ребенка. Преподаватель по классу фортепиано должен обладать высокой культурой общения, богатым воображением, находить слова и методы воздействия, которые поддерживали бы интерес учащегося к труду и игре на фортепиано, желание преодолеть трудности и достичь поставленной цели.
Психологической основой обучения музыки является развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка достигается тогда, когда используются все формы организации музыкальной деятельности детей.

Особенно следует отметить такую форму, как организация и проведение концертов силами учеников и их родителей.
В жизни детей праздничный концерт занимает особое место. Дети эмоциональны и впечатлительны. Отличительная черта их психики – усиленная острота восприятия, стремление к самовыражению. Организация концерта требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. Поэтому план и организация самого концерта включаются в общую систему воспитательного процесса. Обязательно учитываются интересы и психологические особенности детей. Это очень важно при подборе репертуара и раздаче индивидуальных заданий. Такие задания нужны для вовлечения всех детей в процесс подготовки к концерту. Поощряется самостоятельность и инициатива.

Работа по подготовке и проведению концерта делится на несколько этапов. Первый – беседа с детьми. Заинтересовав предстоящей работой, создается ситуация "завтрашней радости”. В ходе беседы рождается тема концерта, обсуждается программа. Следующий этап – организация подготовительной работы. Ребята самостоятельно продумывают, в чем будет заключаться их участие в концерте. На этом же этапе планируется создание викторин, конкурсов, ансамблей, выполняются работы по оформлению помещения, пригласительных билетов.
Учитывая то, что основной формой занятий по фортепиано является индивидуальная форма обучения, коллективная деятельность по подготовке к концерту является эффективным средством сплочения детского коллектива. В жизни детей должны участвовать их родители, бабушки, дедушки. Такие мероприятия объединяют детей и взрослых. Дети видят, что коллективные усилия дают хорошие результаты, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех. После концерта нужно дать детям возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе с детьми.
Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного, успешного ребенка выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности.
Выбор репертуара во многом определяется характером нервной организации ученика. Типичной ошибкой является тенденция "двигать" ученика ускоренными темпами без учета его возможностей, что может привести к психологическим травмам. В психологии есть термин - "фактор времени" - ни в коем случае нельзя форсировать процесс, не калечить психику ребенка, если он не готов к исполнению произведений повышенной сложности. Для преодоления заторможенности, флегматичности в характере детей будут важны пьесы с активным действием. Учащимся с повышенной импульсивностью можно рекомендовать пьесы созерцательного характера для воспитания вдумчивости и умения вслушиваться в исполняемое произведение.
Развитие творческих возможностей учащихся стимулируется не только посредством интересного материала, но и убежденностью педагога в потенциальном творческом даре ребенка. В атмосфере доброжелательности и сопереживания, уважения к личности ученик легко воспринимает любые задачи. Педагог не должен забывать о поддержании веры ученика в собственные силы.
При новом подходе к процессу обучения следует помнить, что центральной фигурой в нем является ученик, а не музыка, потому что ее ценности уже давно определены. Если поменять эти ориентиры местами, то произойдет перекос, и личность ученика окажется вне поля нашего зрения. И тогда цель - «гармоничное развитие личности ученика через музыку» - останется в стороне. Педагогу нужно помнить, что субъектом, на который направлен процесс обучения, является ребенок. В начале обучения игре на фортепиано перед нами еще не оформившаяся личность. Задача педагога состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для развития всех врожденных способностей ребенка. Конечной целью этого процесса должно быть воспитание творческой личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности.
Личностные качества учащегося при обучении игре на фортепиано – это воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной цели или задачи, систематичность в работе. Эти качества стимулируют планомерное развитие необходимых навыков.
Предпосылками развития воли является заинтересованность, вызывающая потребность в деятельности. Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.

Внимание – следующий важный фактор обучения игре на фортепиано. У детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста. Важно с первых шагов учить ребенка правильно распределять свое внимание. Работоспособные дети все выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются типы детей, которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и небрежность. Педагогу следует искать индивидуальный подход: одних приучать к тщательной и детальной работе, у других – поощрять самостоятельность и активность.
Обучение на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на нервную систему учащихся. Игра наизусть, репетиции, выступления в концертах требуют усилий и напряжения, подвергают учащихся нервному напряжению, которое должно компенсироваться радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом.
Самостоятельность мышления – еще один важный компонент в обучении детей. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к самостоятельному мышлению. Обычно, чем одареннее ученик, тем отчетливее проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к музыке и к работе над выбранным произведением. Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям.
С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование: учащийся должен самокритично оценить свою игру, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней траты времени на переучивание неверно закрепленных навыков.
На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Таким образом, обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, т. е. формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности


1938891531581789.html
1938961867618505.html
    PR.RU™