Бюджет ЕС: источники формирования и порядок принятия  

Бюджет ЕС: источники формирования и порядок принятия

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Наряду с основными творческими процедурами немаловажное значение имеет процедура принятия бюджета Европейского Союза. Данная процедура изложена в ст. 272 Договора о ЕС. Специфика бюджетной процедуры предопределена разделением бюджетных расходов на обязательные расходы и необязательные.

Предварительный проект бюджета составляется Комиссией и направляется в Совет, где проходит утверждение квалифицированным большинством голосов и в качестве окончательного проекта бюджета направляется в Европейский парламент на одобрение не позднее 5 октября года, предшествующего году исполнения бюджета.

Если Европейский парламент в течение 45 дней после получения проекта одобрит или не рассмотрит проект бюджета, то бюджет считается принятым. Европейский Парламент также может простым большинством внести поправки в статьи необязательных бюджета и/ или абсолютным большинством голосов предложить модификации статей обязательных расходов.

В течение 15 дней после этого Совет может согласиться с поправками и модификациями Европейского парламента или даже (в определенных случаях) не рассматривать их и утвердить бюджет. Однако, возможен и другой вариант, Совет квалифицированным большинством может модифицировать поправки Европейского парламента и/ или, в зависимости от того, ведут модификации Европейского парламента к увеличению расходов института или нет, не принимать такие модификации (что равносильно отклонению) или квалифицированным большинством отвергнуть их, а также изменить.

При последнем варианте развития событий проект бюджета возвращается обратно в Европарламент. Европейский парламент в течение 15 дней может изменить или отклонить модификации Совета большинством в 3/5 голосов или не рассматривать проект бюджета и утвердить его.

Европейский парламент может также отклонить бюджет в целом большинством в 2/3 голосов, «руководствуясь важными аргументами» (ст. 272 Договора о ЕС).

Как видно, процедура принятия бюджета в Европейском Союзе отличается от других законодательных процедур, что характерно и для принятия бюджетов в государствах-членах. Другое дело- бюджетные процедуры демократических государств предоставляют органам, непосредственно избираемых гражданами, широкие возможности влиять на структуру расходов в процессе обсуждения. Бюджетная процедура в Европейском Союзе не предоставляет Европейскому парламенту таких правомочий в таком объеме. Вне возможности поправки остаются обязательные расходы бюджета – обычно это компенсационные выплаты аграрному сектору, субсидии государствам-членам, внешний долг. В тоже время, необходимо отметить, что, по сравнению с некоторыми другими правотворческими процедурами, в процедуре принятия бюджета полномочия Европейского парламента весьма существенны.

Гармоничное прохождение бюджетной процедуры сегодня во многом предопределено реализацией положений Межинституционного соглашения от 6 мая 1999 года между Европейским парламентом, Советом и Комиссией о бюджетной дисциплине и совершенствовании бюджетной процедуры, которое предусматривает консультации сторон как заранее, так и в рамках бюджетного процесса.


1939581877745864.html
1939616056048717.html
    PR.RU™