Работа с понятиями. 1. Блиц – опрос. В зависимости от аудитории преподаватель проводит блиц- опрос или в устной или в письменной форме.

1. Блиц – опрос. В зависимости от аудитории преподаватель проводит блиц- опрос или в устной или в письменной форме.

Примеры вопросов из блиц-опроса:

Как можно определить «предмет познания»?

а. предмет, с помощью которого познают

b. предмет, который познают

с. акт познания

d. сознание познающего

Как переводится с древнегреческого Псюхе?

а. Память

b. Любовь

с. Вера

d. Душа, дыхание

Что такое «интерпретация»?

a. определение

b. истолкование

c. преувеличение

d. преуменьшение

Что значит «абстрагироваться»?

a. не принимать во внимание что-либо

b. сконцентрироваться на чем-либо

c. забыть что-то

d. описать что-то

Как переводится с древнегреческого «логос»?

a. Знание, слово

b. Картина

c. Миф

d. Мудрость

С помощью чего в споре стремятся доказать истинность тезиса?

a. с помощью антитезиса

b. с помощью уловок

c. с помощью софизмов

d. с помощью аргументов

Что называют «контраргументом»?

a. суждение, доказывающее истинность тезиса,

b. суждение, доказывающее истинность антитезиса

c. суждение, доказывающее истинность предыдущего аргумента

d. суждение, опровергающее предыдущий аргумент

Чем является «существо разумное» в суждении «Человек – существо разумное»?

a. субъектом

b. предикатом

c. связкой

d. нет правильного ответа

Кто был учеником Платона?

a. Сократ

b. Эпикур

c. Аристотель

d. Фалес

Все вопросы ориентированы на проверку знаний фактического материала и определений изученных понятий. Понимание философских идей в тестовой форме не проверяется.

2. Даются суждения, в которых присутствуют минимум 2 из изученных терминов. 1. «Философское познание есть стремление души к Логосу». 2. «Тезис, который они защищали, был не достаточно аргументирован». Просьба «перевести» данные суждения на естественный язык. Объяснить смысл этих суждений естественным языком или/и привести примеры, иллюстрирующие смысл высказываний. Философский язык – своеобразный код, в котором зашифрован смысл. Такая шифровка удобна для передачи смысла, но нам всегда необходимо обращать внимание на то, понимаем ли мы смысл философского высказывания или нет (простая проверка: можем ли мы объяснить смысл философского высказывания на естественном языке).

3. Проинтерпретируйте приведенный отрывок:

По Аристотелю, человеческая душа состоит из трех частей: растительная, отвечающая за питание и рост человека; страстная (гневливая) и разумная. Сущностным свойством человека является разумность. Разумность человека может проявляться в теоретической и в практической деятельности. Теоретическая деятельность – есть познание мира, к которому не примешивается никакой «сторонний» интерес. Это познание ради познания. Практическая деятельность предполагает осмысленные действия, то есть действия связанные с суждением.



В практической деятельности Аристотель отличает знание цели от знания средств (техне). Знание средств – это обладание каким-то навыком. Достижение цели невозможно без технических знаний, но технические знания без правильно поставленной цели могут оказаться губительными. Поэтому высшее проявление разумности в практической деятельности – способность верно поставить цель. Вено поставленной цели будут служить как приобретенные навыке, так и «гневливая» часть души.

Сначала школьники должны попробовать сами проинтерпретировать текст. В случае затруднений, преподаватель задает наводящие вопросы и подробно разбирает отрывок:

«Почему, по Аристотелю, стремящаяся часть должна подчиняться Разуму? Стремление должно подчиняться разуму – означает ли это, что мы должны уничтожить стремления? или под подчинением здесь подразумевается направление? Что такое знание - техне? Чем теоретическая деятельность отличается от практической?»

Школьникам предлагается порассуждать, как возможно ставить себе цель в мире, который постоянно меняется. Где гарантия того, что наша цель, будет верной целью? И где гарантия, что мир не изменится, пока мы будем осуществлять наши цели? Можем ли мы постоянно менять цели? Должны ли мы добиваться цели несмотря не на что? Обсуждение проводится в свободной форме; важно, чтобы школьники высказали свой собственный взгляд на эти вопросы и услышали взгляды своих сверстников. Важен не конкретный ответ на подобные вопросы, но осознание их проблематичности. Преподаватель лишь заостряет внимание школьников на том факте, что проблематичность практической сферы контрастирует с точностью и ясностью сферы теоретической. Преподаватель обращает внимание на различие, проводимое Аристотелем между теоретической жизнью и практическим действием.

Close reading (добавлен в программу, так как ученики школы попросили нас посоветовать философские книги для самостоятельного чтения; мы решили не только дать им книги, но и помочь справится с философскими текстами)



Школьникам предлагается самостоятельно прочитать текст. (текст подбирается в зависимости от группы).

Перед чтением преподаватель поясняет герменевтическое правило работы с текстом. «Часть понятна из целого, следовательно, если вы при чтении текста сталкиваетесь с отрывком (фразой, предложением), который не можете понять – читайте дальше. Философские тексты следует перечитывать несколько раз. Первый раз вы прочитываете текст для того, чтобы схватить текст в его целостности, при втором чтении многие детали, которые вы не смогли понять сразу, станут для вас понятными, так как вы будете представлять какое место в тексте занимает непонятная деталь. Герменевтическое правило чтения текста похоже на правило классического рисунка. В классическом рисунке художник сначала намечает композицию в целом, затем прорисовывает ее детали.

Даже если вы не понимаете текст, но заставляете себя его читать, вы, как минимум, формируете привычку концентрироваться на сложных текстах. Такое самопреодоление позволит вам развить силу воли и способность концентрироваться на сложных взаимосвязях. Если вы научитесь этому, разовьете эту способность, введете в привычку искать и понимать сложные взаимосвязи между понятиями (терминами), то вам не составит труда применять эту способность в любой другой области».

После первого прочтения преподаватель спрашивает школьников о том, какие сложности у них возникли при чтении текста (такой вопрос побуждает школьников к рефлексии над собственным опытом). Преподаватель спрашивает не о тексте, а о том, как происходил процесс чтения, то есть о том, что обычно не замечается. Преподаватель поясняет, что философский текст часто воспринимается теми, кто не занимается философией, как один из видов художественного текста. Чтение философских текстов кардинально отличается от чтения художественных текстов в частности скоростью восприятия информации. Художественный текст воспринимается легче и осваивается быстрее. Скорость освоения философского текста меньше, чем скорость освоения художественного текста. Это нужно учитывать при работе с такого рода текстами и не пугаться того, что на работу над философским текстом часто затрачивается куда больше времени, чем на чтение художественного текста.

Во время повторного чтения текста преподаватель останавливается на небольших отрывках, и просит школьников их комментировать. Преподаватель поясняет, что при повторном чтении текста, чтобы понять его внутреннюю взаимосвязь, можно начертить схему. В схеме следует передать соотношение ключевых понятий или ключевых моментов текста. (Одним из вспомогательных советов для определения того, какие понятия являются ключевыми, является совет «обращать внимание на то, как часто понятие употребляется в тексте»).

В конце занятия школьников просят интерпретировать текст и высказать собственное мнение по обсуждаемому вопросу.


1944116999976651.html
1944196851996379.html
    PR.RU™